Телефон 8 (8635) 24-12-26 Обратная связь
На главную  >  Услуги  >  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» по учебному предмету…

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» по учебному предмету ЖИВОПИСЬ

МБУ ДО ДХШ им. Н.Н. ДУБОВСКОГО

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН»

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

 

программа по учебному предмету

ПО.01. УП.02. ЖИВОПИСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск 2016

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

1.      Пояснительная записка

·           Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

·           Срок реализации учебного предмета;

·           Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

·           Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

·           Форма проведения учебных аудиторных занятий;

·           Цель и задачи учебного предмета;

·           Обоснование структуры программы учебного предмета;

·           Методы обучения;

·           Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

2.      Содержание учебного предмета

·           Учебно-тематический план;

·           Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.      Требования к уровню подготовки учащихся

 

4.      Формы и методы контроля, система оценок

·           Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

·           Критерии оценки;

 

5.      Методическое обеспечение учебного процесса

 

·           Методические рекомендации преподавателям;

·           Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

 

6.      Список литературы и средств обучения

 

·           Список методической литературы;

·           Список учебной литературы;

·           Средства обучения.

 

 

 

 

 

1.                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Живопись – основополагающий предмет в системе художественного образования. В образовательном процессе учебные предметы «Живопись», «Рисунок» и «Основы дизайн-проектирования» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащимися.

Учебный предмет «Живопись» направлен на формирование:

знаний о свойствах живописных материалов, их возможностях и эстетических качествах;

знаний о художественных и эстетических свойствах цвета, основных законах создания цветового строя, цветовой гармонии и колорита;  

умений видеть, понимать и изображать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

умений видеть в окружающей среде объект для изображения, обучение методам  постижения натуры, устойчивым умениям  в ее изображении;

навыков в использовании основных живописных техник и материалов;

пространственно-цветового мышления учащихся;

интереса и любви к живописи как самостоятельной художественной отрасли.

Учебный предмет «Живопись» - это система обучения и воспитания, приобретения знаний и развития умений и навыков на основе последовательного нарастания учебных задач. Программа по живописи включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на работу с натурными объектами, на познание и осмысление красоты окружающего мира, понимание закономерности цветовых гармоний, познание многообразия методов и приемов работы с цветом и овладение устойчивыми умениями и  навыками живописного изображения.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет (с 1 по 5 классы). При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 6 лет срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 6 лет (с 1 по 6 классы).

При реализации программы учебного предмета «Живопись» продолжительность учебных занятий с первого по шестой  классы составляет 33 недели ежегодно.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 5 лет составляет 792 часа, в том числе аудиторные занятия - 396 часов, самостоятельная работа – 396 часов. Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 6 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия - 495 часов, самостоятельная работа – 495 часов.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 лет

(программа «Дизайн» со сроком обучения 5 лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

 

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

48

51

32

34

32

34

32

34

48

51

396

Самостоятельная работа

48

51

32

34

32

34

32

34

48

51

396

Максимальная учебная нагрузка

96

102

64

68

64

68

64

68

96

102

792

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

 

 

Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 6 лет

(программа «Дизайн» со сроком обучения 6 лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

6

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Аудиторные занятия

48

51

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

495

Самостоятельная работа

48

51

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

495

Максимальная учебная нагрузка

96

119

64

68

64

68

64

68

96

102

96

102

990

Вид промежуточной и итоговой аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

зачет

 

 

Форма проведения учебных занятий

 

Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, развивая возможности каждого учащегося.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Живопись» предпрофессиональной программы «Дизайн» со сроком обучения 5 (6) лет составляет:

·     аудиторные занятия:

1 –по 3 часа в неделю;

2- 4 классы – по 2 часа в неделю;

5 - 6 классы – по 3 часа в неделю;

·     самостоятельная работа:

1 –по 3 часа в неделю;

2- 4 классы – по 2 часа в неделю;

5 - 6 классы – по 3 часа в неделю;

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими организаций культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), подготовку и участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательной организации.

Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

освоение терминологии предмета «Живопись»;

приобретение умений грамотно изображать живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

приобретение устойчивых умений передавать пространство, используя законы цветовой и воздушной перспективы;

формирование умения создавать художественный образ в живописи на основе решения технических и творческих задач;

приобретение навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, цветовыми  эскизами.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·     словесный (объяснение, беседа, рассказ);

·     наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

·     практический;

·     эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки образовательной организации. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Программа учебного предмета «Живопись» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения живописи, а также принципов наглядности, последовательности, доступности с учетом специфики образовательной программы «Дизайн». Содержание программы учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного и цветового мышления.

Разделы содержания предмета отражают основные направления, этапы и формы в обучении живописи, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать при помощи цвета форму на двухмерной плоскости листа.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения, нарастания учебных задач – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по живописи носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. Обучение не может существовать без конструктивного и образного понимания цветовых гармоний, без понимания приемов и методов создания красивых цветовых конструкций и колорита.

Главной формой обучения живописи являются практические аудиторные занятия, основанные на аналитическом изучении основ цветоведения, на наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с более длительными постановками выполняются краткосрочные этюды, которые развивают наблюдательность, повышают зрительное восприятие цвета, дают возможность эффективно овладеть искусством живописи. На начальном этапе обучения, на примере выполнения простых упражнений происходит знакомство с различными материалами и инструментами, применяемыми на уроках живописи: красками, кистями, различными видами бумаги.

На данном этапе обучения также происходит знакомство с определением характеристик цвета: яркость, насыщенность, звучность, тепло-холодность, тональность, хроматичность – ахроматичность. Процесс изучения этих понятий проходит через выполнение ряда несложных упражнений, ориентированных на изучение основ цветоведения.

На примере работы цветом над изображениями простых объектов,  дается представление о  светотеневых отношениях, тональности, колорите и цветовой гармонии. В последующем осуществляется переход к созданию более сложных композиционных и пространственных изображений и форм, изучаются законы цветовой и воздушной перспективы, различные виды перспективы, возможности использования различных точек зрения, приемы конструктивного и творческого подхода к живописи, способы передачи освещения, форм и объемов предметов, пространства в живописи. Основным методическим условием обучения живописи является приобретение учащимися навыков последовательной работы над живописью по принципу: от общего - к частному и от частного - к обогащенному общему,  от плоскостного - к объемному решению. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные задачи в живописи при рисовании натюрмортов и интерьеров. Обучение живописи в рамках предпрофессиональной программы «Дизайн» включает также композиционные творческие задания, ставящие своей целью комплексное применение приобретенных знаний и умений при решении творческих задач, формирование художественного мышления. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание учебного предмета распределено по следующим направлениям:

живописные материалы и изобразительные средства;

характеристика цвета;

свойства цвета; три основных свойства цвета;

основы цветоведения; цветовые контрасты;  

технические приемы в освоении живописи; 

цветовой контраст (ахроматический); гризайль;

художественно-выразительные средства живописи для решения творческих задач; колорит;

изображение конструкции формы – переход к объему; акварель;

знакомство с перспективным построением;

освещение как способ организации листа;

освещение как способ организации композиции;

использование тона в живописи;

анализ формы;

цвето-тональное конструирование формы; формообразование;

изображение головы;

точка зрения; ракурсы;

изучение перспективы;

геометрическое обоснование формы;

анализ сложной формы;

тонально-конструктивная живопись; изображение крупных предметов и интерьера;

цветовое и тонально изображение  пространства интерьера;

живописное изображение фигуры человека;

живописное изображение сложных геометрических форм;

живописное изображение головы; портрет.

 

Учебно-тематический план

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

1 класс. I полугодие

 

 

 

 

 

Раздел  1. Живописные материалы и изобразительные средства. Краски. Бумага. Кисти. Технические приемы в освоении живописи

 

 

 

 

1.1.

Знакомство с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения.  Знакомство с задачами предмета «Живопись»

Урок

2

1

1

1.2.

Краска акварельная.  Знакомство с приемами работы акварельными красками. Акварельная бумага. Заливка. Мазок. Лессировка

Урок

4

2

2

1.3.

Кратковременные этюды отдельных фруктов, овощей. Акварель по сырому

Урок

8

4

4

1.4

Краска гуашь. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Цветовой круг. Упражнения. Формат А4

Урок

8

4

4

 

Раздел  2. Характеристика цвета

 

 

 

 

2.1.

Выполнения упражнений на получение составных цветов из основных. Гуашь. Формат А5-А4

Урок

6

3

3

2.2.

Несложный натюрморт, с включением предметов, контрастных по теплохолодности.

Гуашь. Формат А3

Урок

16

8

8

2.3.

Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Гуашь. Цветовые растяжки, 8-10 оттенков. 3 полосы смх24см.

Формат  А4

Урок

6

3

3

 

Раздел  3. Свойства цвета. Три основных свойства цвета

 

 

 

 

3.1

Понятие «цветовой тон», Умение составлять сложные цвета. Упражнения, формат А3

Урок

4

2

2

3.2.

Понятие «насыщенность». Умение составлять сложные цвета. Упражнения, формат А3

Урок

6

3

3

3.3.

Понятие «светлота». Умение составлять сложные цвета. Упражнения, формат А3

Урок

4

2

2

  3.4.

Несложный натюрморт, с включением предметов, контрастных по насыщенности цвета.

Гуашь. Формат А3

Урок

16

8

8

  3.5.

Несложный натюрморт, с включением предметов, контрастных по тону.

Гуашь. Формат А3

Урок

16

8

8

 

 

 

96

48

48

 

1 класс. 2 полугодие

 

 

 

 

 

Раздел 4. Основы цветоведения. Цветовые контрасты

 

 

 

 

4.1.

Контраст основных цветов

Урок

12

6

6

4.2.

Контраст насыщения

Урок

12

6

6

4.3.

Контраст дополнительного цвета

урок

12

6

6

4.4.

Симультанный контраст

Урок

12

6

6

4.5.

 Свето-теневой контраст

Урок

12

6

6

 

Раздел  5. Технические приемы в освоении живописи

 

 

 

 

5.1.

 

Акварель.   Серия кратковременных упражнений, направленных на формирование умений работы в активном живописном  режиме (заливка, по сырому, a la prima).  Этюды неба с облаками.

Акварель. Формат А4

Урок

10

5

5

5.2.

Рисование в активном рисовальном режиме: натюрморт, плотный по тону, с присутствием тональных пятен (например, натюрморт со шляпой, шарфом и т.п.) – освоение листа средствами графитного карандаша – штрихи различного нажима, длины; положение карандаша, руки рисующего

Урок

16

8

8

 

Раздел  6. Цветовой контраст (ахроматический). Гризайль

 

 

 

 

6.1.

Упражнения по построению предметов, различных по характеру в сравнении (двухмерность), изучение таких понятий как  свет, тень, полутень, блик, рефлекс

Урок

8

4

4

Организации и партнеры