Телефон 8 (8635) 24-12-26 Обратная связь
На главную  >  Услуги  >  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ…

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» программа по учебному предмету ПО.03.УП.0

 

МБУ ДО ДХШ им. Н,Н. ДУБОВСКОГО

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

 

 

 

программа по учебному предмету

ПО.03.УП.01.  ПЛЕНЭР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск 2016г.

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

№№

Наименование раздела

 

1.

Пояснительная записка

 

2.

Содержание учебного предмета

 

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

4.

Формы и методы контроля, система оценок

 

5.

Методическое обеспечение учебного процесса

 

6.

Список рекомендуемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

 

Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет  со второго класса.

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Классы

Всего часов

2

3

4

5

6

Полугодия

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Практические занятия

(количество часов в год)

28

28

28

28

28

140

Самостоятельная работа

(домашнее задание) - в часах

 

 

 

21

 

 

 

21

 

 

 

21

 

 

 

21

 

 

 

21

 

105

Промежуточная аттестация

 

 

Т.п.

 

Т.п.

 

 

Т.п.

 

 

Т.п.

 

 

Т.п.

 

 

Максимальная учебная нагрузка

49

49

49

49

49

245

Т.п. – творческий просмотр

 

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, а также – одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.

Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.

Цели учебного предмета:

 - художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

 - воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

 - приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;

 - развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

 - приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

 - формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

 

 

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

2.            Содержание учебного предмета

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.  

Учащиеся первого года (2-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.

Учащиеся второго года (3-й класс) обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека,  архитектурных мотивов.

Учащиеся третьего года (4-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года (5-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения.

Учащиеся пятого года (6-й класс) обучения развивают умение самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся задачи на выполнение сложных многоплановых пейзажей с архитектурными сооружениями, современной техникой, с изображением людей. Задания тесно связаны со станковой композицией.

материалами.

 

 

 

Учебно-тематический план

Первый  год обучения

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Знакомство с предметом «Пленэр»

практ. работа

7

3

4

Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения

практ. работа

7

3

4

Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы)

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Линейная перспектива ограниченного пространства

практ. работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

 

Второй год обучения

 

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев

практ. работа

7

3

4

Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Наброски, зарисовки и этюды птиц,  животных и человека

практ. работа

7

3

4

Линейная перспектива глубокого пространства

практ. работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

 

Третий год обучения

 

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа

практ. работа

7

3

4

Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека

практ. работа

7

3

4

Линейная перспектива глубокого пространства

практ. работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

 

Четвертый год обучения

 

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа

практ. работа

7

3

4

Этюды и зарисовки пейзажей

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека

практ. работа

7

3

4

Линейная перспектива

практ. работа

7

3

4

Световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

 

Пятый год обучения

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми

практ. работа

7

3

4

Длительные этюды и зарисовки пейзажа

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту)

практ. работа

7

3

4

Линейная и световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра

практ. работа

7

3

4

 

Шестой год обучения

 

 

 

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

(домашнее задание)

Практические занятия

Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми и животными

практ. работа

7

3

4

Длительные этюды и зарисовки пейзажа

практ. работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

практ. работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ. работа

7

3

4

Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже

практ. работа

7

3

4

Линейная и световоздушная перспектива

практ. работа

7

3

4

Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра

практ. работа

7

3

4

 

 

 

Содержание тем. Годовые требования

 

Первый год обучения

Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха).

Самостоятельная работа. Чтение учебной литературы.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени).

Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека. Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.

Самостоятельная работа. Зарисовки, этюды домашних животных.

Материал. Тушь, акварель.

Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.

Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок в музеях и картинных галереях.

Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель.

Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки комнатных цветов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.

Самостоятельная работа. Просмотры учебных кинофильмов.

Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива.

Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.

Самостоятельная работа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора.

Материал. Карандаш, акварель.

 

Второй год обучения

Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром).

Самостоятельная работа. Просмотры художественных журналов в школьной библиотеке.

Материал. Карандаш, акварель, соус.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле. Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении. Зарисовки разных по форме цветов и растений.

Самостоятельная работа. Этюды неба и земли из окна квартиры.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в технике a la prima, дальнейшее обогащение живописной палитры. Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки несложных архитектурных сооружений.

Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы.

Материал. Карандаш, акварель, тушь.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Определение правильных цветотональных отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности. Два этюда букетика цветов (на светлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с нижней частью ствола.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений.

Самостоятельная работа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов.

Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.

Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.

Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное во

Мероприятия

Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе
Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе "Снежные узоры"
Организации и партнеры