Телефон 8 (8635) 24-12-26 Обратная связь
На главную  >  Услуги  >  дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ"

дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ"

                                                                                               

МБУ ДО ДХШ им. Н.Н.ДУБОВСКОГО

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

 

Программа  по учебному плану

ПО.01. УП.02

 

ЖИВОПИСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск 2016г.

 

 

 

 

№№

Наименование раздела

 

I.

Пояснительная записка

 

 

II.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации

 

 

III.

Учебно–тематический план

 

 

IV.

Содержание учебного предмета. Годовые требования

 

 

V.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

VI.

Формы и методы контроля, система оценок

 

 

VII.

Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

VIII.

Список рекомендуемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета,  его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер». 

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции,  с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Живопись» при 5 (6)-летнем сроке обучения реализуется 5-6 лет – с 1 по 5 (6) класс.

При реализации программы «Живопись» с 5(6)-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-6 классах – три часа, самостоятельная работа в 1-2 классах – два часа, в 3-6 классах – три часа.

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области  изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знаний разнообразных техник живописи;

знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения живописной работы;

 - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

·        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

·        распределение учебного материала по годам обучения;

·        описание дидактических единиц учебного предмета;

·        требования к уровню подготовки обучающихся;

·        формы и методы контроля, система оценок;

·        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·        словесный (объяснение, беседа, рассказ);

·        наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

·        практический;

·        эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

         Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.

 

II.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,

сведения о затратах учебного времени,

графике промежуточной и итоговой аттестации

При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 924 часа (в том числе, 495 аудиторных часов, 429 часов самостоятельной работы). При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 1122 часа (в том числе, 594 аудиторных часов, 528 часов самостоятельной работы).

Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

 

Всего часов

Классы/полугодия

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные занятия (в часах)

48

 

51

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

594

 

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

 

32

 

34

 

32

 

34

 

48

 

51

 

48

 

51

 

48

 

51

 

48

 

51

 

528

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

зачет

зачет

зачет

 

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

 

80

 

85

 

80

 

85

 

96

 

102

 

96

 

102

 

96

 

102

 

96

 

102

 

1122

                                 

 

 

III.           Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 (6) лет.

Первый год обучения

 

 

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.   

Характеристика цвета

урок

5

2

3

2.   

Характеристика цвета

урок

5

2

3

3.   

Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.

Урок

5

2

3

4.   

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

5.   

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

6.   

Приемы работы с акварелью

урок

10

4

6

7.   

Нюанс

урок

10

4

6

8.   

Световой контраст (ахроматический контраст)

урок

10

4

6

9.   

Цветовая гармония. Полярная гармония.

Урок

5

2

3

10.   

Трехцветная и многоцветная гармония

урок

10

4

6

11.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

II полугодие

12.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

13.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

14.   

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

15.   

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

16.   

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

10

4

6

17.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

18.   

Фигура человека

урок

10

4

6

 

 

Второй год обучения

 

 

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2.   

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

урок

10

4

6

3.   

 Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

 

15

 

6

 

9

4.   

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.   

Контрастная гармония

урок

5

2

3

6.   

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

Урок

15

6

9

7.   

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

15

6

9

II полугодие

8.   

Фигура человека

урок

5

2

3

9.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10.   

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

12.   

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

Урок

5

2

3

13.   

Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14.   

Гармония по общему цветовому тону и светлоте 

урок

15

6

9

 

 

Третий год обучения

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.   

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

18

9

9

2.   

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

3.   

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

4.   

Фигура человека

урок

6

3

3

5.   

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности  

(на ненасыщенных цветах)

урок

18

9

9

II полугодие

6.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

24

12

12

7.   

Контрастная гармония на ненасыщенных цветах

урок

30

15

15

8.   

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

9.   

Гармония по светлоте

урок

24

12

12

 

 

Четвертый год обучения

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.   

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

2.   

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

 (на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

3.   

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

4.   

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

II полугодие

5.   

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

6.   

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

7.   

Нюансная гармония

урок

30

15

15

8.   

Фигура человека

урок

12

6

6

 

 

Пятый год обучения

<

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

Мероприятия

Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе
Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе "Снежные узоры"
Организации и партнеры