Телефон 8 (8635) 24-12-26 Обратная связь
На главную  >  Услуги  >  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» программа по учебному предмету ПО.01. УП.04.…

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» программа по учебному предмету ПО.01. УП.04. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

МБУ ДО ДХШ им. Н.Н. ДУБОВСКОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН»

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

 

программа по учебному предмету

ПО.01. УП.04.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск 2016

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

1.      Пояснительная записка

·                     Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

·                     Срок реализации учебного предмета;

·                     Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

·                     Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

·                     Форма проведения учебных аудиторных занятий;

·                     Цель и задачи учебного предмета;

·                     Обоснование структуры программы учебного предмета;

·                     Методы обучения;

·                     Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

2.      Содержание учебного предмета

·                     Учебно-тематический план;

·                     Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.      Требования к уровню подготовки учащихся

·                     Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

4.      Формы и методы контроля, система оценок

·                     Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

·                     Критерии оценки;

 

5.      Методическое обеспечение учебного процесса

 

·                    Методические рекомендации преподавателям;

·                    Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

·                    Дидактические материалы;

 

6.      Список литературы и средств обучения

 

·                     Список методической литературы;

·                     Список учебной литературы;

·                     Дополнительная литература для преподавателей;

·                     Интернет ресурсы;

·                     Средства обучения.

 

 

 

1.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Компьютерная графика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Компьютерная графика – в системе художественного образования этот  предмет изучается взаимосвязано с предметом «Основы дизайн-проектирования» и в процессе обучения дополняет учебные предметы «Рисунок» и «Живопись», что способствует целостному восприятию дизайна учащимися.

 Цели учебного предмета «Компьютерная графика»: научить учащихся видеть в окружающем объект для изображения, обучить различным методам работы с графическими изображениями, устойчивым умениям  изображать разнообразные плоскостные  графические объекты и изображения; научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму при помощи компьютерной графики, используя различные упражнения и компьютерную графику, развить пространственное мышление обучающихся, привить интерес и любовь к графическому дизайну как самостоятельной художественной отрасли.

Занятия по компьютерной графике относятся к базовым предметам в программе художественного воспитания учащихся. Учебный предмет «Компьютерная графика» - это система обучения и воспитания, нарастания учебных задач, последовательного приобретения знаний и развития умений и навыков. Программа по компьютерной графике включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на работу с графическими изображениями и объектами и помогают познать и осмыслить суть графического дизайна и дизайна в целом. Эти упражнения способствуют развитию у обучающихся понимания  закономерностей и принципов создания дизайн – проектов, а так же прививают устойчивые умения и  навыки работы с графическими изображениями.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Компьютерная графика» составляет 5 лет. При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 6 лет срок реализации учебного предмета «Компьютерная графика» составляет 6 лет.

При реализации программы учебного предмета «Компьютерная графика» продолжительность учебных занятий с первого по шестой  классы составляет 33 недели ежегодно.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Компьютерная графика» со сроком обучения 5 лет составляет 330 часов, в том числе аудиторные занятия - 165 часов, самостоятельная работа – 165 часов. Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Компьютерная графика» со сроком обучения 6 лет составляет 396 часов, в том числе аудиторные занятия - 198 часов, самостоятельная работа – 198 часов.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной аттестации

 

Учебный предмет «Компьютерная графика» со сроком обучения 5 лет

(программа «Дизайн» со сроком обучения 5 лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

 

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

Максимальная учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

 

 

 

Учебный предмет «Компьютерная графика» со сроком обучения 6 лет

(программа «Дизайн» со сроком обучения 6 лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

6

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

198

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

198

Максимальная учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

396

Вид промежуточной и итоговой аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

зачет

 

 

Форма проведения учебных занятий

 

Учебные занятия по учебному предмету «Компьютерная графика» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, развивая возможности каждого учащегося.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Компьютерная графика» предпрофессиональной программы «Дизайн» со сроком обучения 6 лет составляет:

·                    аудиторные занятия:

     1 - 5 классы – по 1 часу в неделю;

     6 класс – по 1 часу в неделю;

·                    самостоятельная работа:

1 – 5 классы – по 4 часа за полугодие

6 класс – по 4 часа в за полугодие

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение сбора натурного графического материала (фотографирование изображений необходимых для выполнения упражнений и заданий по предмету «Компьютерная графика»),  выполнения домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), подготовку и участии детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

 

Цель и задачи учебного предмета

 

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

освоение терминологии предмета «Компьютерная графика»;

приобретение умений грамотно работать с графическими программами;

формирование умения создавать графические изображения в векторной и растровой графике; умения создавать художественный образ при помощи компьютерной графики;  приобретение устойчивых умений передавать авторский замысел при помощи компьютерной графики;

приобретение навыков работы с подготовительными материалами: фотографиями, рисунками, шрифтами, эскизами;

формирование навыков воплощения идеи в дизайн - проект.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

·          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

·          распределение учебного материала по годам обучения;

·          описание дидактических единиц учебного предмета;

·          требования к уровню подготовки обучающихся;

·          формы и методы контроля, система оценок;

·          методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·     словесный (объяснение, беседа, рассказ);

·     наглядный (показ, демонстрация приемов работы);

·     практический;

·                   эмоциональный (наблюдение ассоциаций, образов, заданных свойств у изобразительных и художественных объектов).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству и дизайну, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Класс компьютерной графики должен быть оснащен персональными компьютерами, сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом, интерактивной доской.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

         Изучение  программы учебного предмета «Компьютерная графика» начинается с беседы с детьми о технике безопасности и правилами работы в компьютерном классе. В начале каждого нового учебного года преподаватель вновь напоминает учащимся об этих правилах.

Программа учебного предмета «Компьютерная графика» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности с учетом специфика направления «Дизайн». Содержание программы учебного предмета «Компьютерная графика» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении компьютерной графике, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать элементы графического дизайна.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения, нарастания учебных задач – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по компьютерной графике носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. 

Главной формой обучения компьютерной графике ДПОП «Дизайн» является практическая работа по изучения возможностей векторной и растровой графики, позволяющих выполнять любой вид работ в графическом дизайне.

Выполнение краткосрочных упражнений способствует развитию у обучающихся  наблюдательности, креативного мышления,  дает возможность эффективно овладевать искусством компьютерной графики.

Параллельно с выполнением практических заданий на компьютере учащиеся собирают (фотографируют) натурный материал, необходимый им в работе по предмету «Компьютерная графика», что способствует развитию наблюдательности, креативного мышления, зрительной памяти и дает возможность эффективно овладеть искусством графического дизайна.

На начальном этапе обучения, на примере рисования простых форм происходит знакомство с принципами и приемами работы различными инструментами в векторном графическом редакторе CorelDRAW.   В последующем осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм и графических объектов, изучаются основные законы композиции на примерах и образцах произведений графического дизайна.  Основным методическим условием обучения компьютерной графике является приобретение обучающимися практических навыков работы на компьютере в векторной (программа CorelDRAW ) и растровой графике (программа Adobe Photoshop)  по принципу: от простого к сложному, от частного к обогащенному общему, от плоскостного к объемному решению. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами создания комплексных графических дизайн проектов. Обучение компьютерной графики  на ДПОП «Дизайн» включает также композиционные творческие задания, ставящие своей целью комплексное применение приобретенных знаний и умений при решении творческих задач, формирование художественного мышления. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

         На протяжении всего процесса обучения компьютерной графики  выполняются обязательные самостоятельные и домашние задания. После изучения каждой темы для качественного усвоения учебного материала преподаватель самостоятельно определяет количество самостоятельной работы и домашнего задания.

          Большинство заданий и упражнений выполняются учащимися на форматах А-4 и А-3, что позволяет все графические эскизы выводить на печать. Этот процесс «от идеи к эскизу, от эскиза к готовому произведению» способствует более глубокому пониманию сущности графического дизайна.

 

2.1       Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам:

 

1.1           Векторная Графика.  Графическая программа  CorelDRAW..

1.2                Приемы работы в программе CorelDRAW.

1.3                Знакомство с законами и приемами работы над композицией.

1.4           Программа  Adobe Photoshop. Растровая графика.

1.5           Роль и значение цвета в графическом дизайне.

1.6         Основы шрифтовой композиции.

1.7         Основы типографики.

1.8                 Знакомство с языком графического дизайна.

1.9                 Импорт, экспорт изображений.

1.10                 Продукция графического дизайна. Календарь.

1.11            Плакат. Виды плакатов.

1.12             Фирменный стиль.

1.13            Создание авторских шрифтов.

1.14            Образ в графическом дизайне.

1.15       Направления в современном искусстве и графическом дизайне.  Оп-арт  – оптическое искусство.

1.16            Итоговая работа. Проект промграфической продукции.

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

1 класс. I полугодие

 

 

 

 

 

Раздел 1. Векторная графика. Графическая программа  CorelDRAW.

 

 

 

 

1.1.

Вводная беседа. Роль компьютерной графики в дизайне. Графический дизайн. Графические программы. Интерфейс векторной программы CorelDRAW. Создание файла. Сохранение файла.

 

Урок

 

4

 

 

2

 

2

1.2.

Панель инструментов.     Технические приемы создания векторных рисунков. Изобразительные средства векторной графики. Линия. Пятно. Цвет. Текстура.

 

Урок

 

2

 

 

1

 

1

1.3.

Инструмент «Фигура». Редактирование формы графического объекта.

Урок

4

2

2

1.4.

Инструмент «Свободная форма».

Инструмент линия (прямая). Редактирование абриса.

Урок

4

2

2

1.5.

Инструменты «Прямоугольник», «Овал», Многоугольник».

Урок

8

4

4

1.6.

Группировка объектов.

Функции: объединение, подгонка, пересечение.

 

Урок

 

2

 

1

 

1

1.7.

Инструмент «Художественное оформление»

Урок

2

1

1

1.8.

Заливка цветом. Редактирование цвета – инструмент «Пипетка». Фонтанная заливка. Заливка узором. Заливка текстурой.

Урок

2

1

1

1.9.

Интерактивные инструменты «Эффекты».

Урок

4

2

2

 

 

 

32

16

16

 

1 класс. 2 полугодие

 

 

 

 

 

Раздел 2. Приемы работы в программе CorelDRAW.

 

 

 

 

2.1.

Создание простых векторных изображений, рисунков и несложных графических объектов.

 

Урок

 

2

 

1

 

1

2.2

Создание графических композиций (дизайн – фонов) на основе использования линий. Технические приемы создания векторных дизайн – фонов.

 

Урок

 

4

 

2

 

2

2.3.

Создание графических композиций (дизайн – фонов) на основе использования пятна. Технические приемы создания векторных дизайн – фонов.

 

Урок

 

4

 

2

 

2

 

Раздел 3. Знакомство с законами и приемами композиции.

 

 

 

 

 

3.1.

 

Методы выявление центра композиции. Создание декоративных графических композиций, созданных на основе букв. Композиция в квадрате. Композиция в круге.

 

Урок

 

4

 

2

 

2

3.2.

Статика. Создание векторных симметричных графических объектов .

Урок

Мероприятия

Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе
Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе "Снежные узоры"
Организации и партнеры