Телефон 8 (8635) 24-12-26 Обратная связь
На главную  >  Услуги  >  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» Программа по учебному…

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН» Программа по учебному предмету В.03. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

МБУ ДО ДХШ им. Н.Н. ДУБОВСКОГО

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН»

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область

ПО.01. Вариативная часть

 

 

 

 

 

Программа по учебному предмету

В.03. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск 2016г.

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО»                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Методическим советом                                                                    Директор Егельская В.П.

МБУ ДО ДХШ                                                                           ____________________

им. Н.Н. Дубовского              

____________________                                                                    ____________________

(дата рассмотрения)                                                                           (дата утверждения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

II.      Содержание учебного предмета                                               

  -Учебно-тематический план

 - Содержание разделов и тем. Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                           

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Дидактические материалы           ;                     

 

VI.    Список литературы и средств обучения                                    

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

\

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,  его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета  «Композиция станковая» разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  изобразительного  искусства  «Живопись».

Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

 

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы. Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на 1 год при освоении учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с дополнительным 6 годом обучения.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

 

Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая»  при составляет  924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия,  561 час - самостоятельная работа.

 

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

 

Срок освоения образовательной программы «Станковая композиция» 6 лет

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной и итоговой аттестации

 

Всего часов

Классы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Аудиторные занятия (в часах)

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

297

Самостоятельная работа (в часах)

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

297

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

594

Вид промежуточной  аттестации по полугодиям и итоговая аттестация

зачет

 

экзамен

зачет

 

экзамен

зачет

 

экзамен

зачет

 

экзамен

зачет

 

экзамен

зачет

экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок освоения образовательной программы «Станковая композиция»5 лет

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной и итоговой аттестации

 

Всего часов

Классы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия (в часах)

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Самостоятельная работа (в часах)

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Вид промежуточной  аттестации по полугодиям и итоговая аттестация

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экзамен

 

 

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

 Аудиторные занятия:

1 - 6 классы – 1,5 часа

Самостоятельная работа:

1 - 6 классы – 1,5 часа.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области  изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:

·     развитие интереса к изобразительному искусству и художественному  творчеству;

·     последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

·     знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

·     изучение выразительных возможностей тона и цвета;

·     развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

·     обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

·     приобретение обучающимися  опыта творческой деятельности;

·     формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

·        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

·        распределение учебного материала по годам обучения;

·        описание дидактических единиц учебного предмета;

·        требования к уровню подготовки обучающихся;

·        формы и методы контроля, система оценок;

·        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·     словесный (объяснение, беседа, рассказ);

·     наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

·     практический;

·     эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе,  в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами.

 

2.     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

·     основы композиции станковой

·     цвет в композиции станковой

·     сюжетная композиция

·     декоративная композиция

·     создание художественного образа в композиции

·     графика

·     итоговая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

 

1 год обучения Ι полугодие

 

Раздел 1. Основы композиции станковой

 

 

 

 

1.1.

Вводная беседа об основных законах и правилах композиции

урок

3

1,5

1,5

1.2.

 Равновесие основных элементов композиции в листе

урок

 

3

1,5

1,5

 

 

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

 

 

 

 

2.1.

 

 

Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета

урок

 

3

1,5

1,5

 

2.2.

Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс

урок

 

12

6

6

 

Раздел 3. Сюжетная композиция

 

 

 

 

3.1.

Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона

урок

27

13,5

13,5

 

 

 

48

24

24

1 год обучения ΙI полугодие

3.2.

Ритм в  композиции станковой

урок

12

6

6

3.3.

Композиционный центр в композиции станковой

 

урок

16

8

8

3.4.

Выразительные средства композиции станковой

урок

23

11,5

11,5

 

 

 

 

51

25,5

25,5

 

 

 

99

49,5

49,5

 

2 год обучения Ι полугодие

 

Раздел 1. Цвет в композиции станковой

 

 

 

 

1.1.

Ограничение цветовой палитры в живописной композиции

урок

 

24

12

12

 

 

Раздел 2. Сюжетная композиция

 

 

 

 

2.1.

Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции)

урок

24

12

12

 

 

 

48

24

24

2 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3. Декоративная композиция

 

 

 

 

3.1.

Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.

 

урок

 

6

3

3

 

 

3.2.

Трансформация и стилизация изображения

урок

15

7,5

7,5

3.3.

Декоративная композиция натюрморта

урок

15

7,5

7,5

3.4.

Стилизация изображения животных

урок

15

7,5

7,5

 

 

 

51

25,5

25,5

 

 

 

99

49,5

49,5

3 год обучения Ι полугодие

 

Раздел 1. Сюжетная композиция

 

 

 

 

1.1.

Пейзаж, как жанр станковой композиции

урок

24

12

12

 

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

 

 

 

 

2.1.

Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей

урок

24

12

12

 

 

 

48

24

24

 

 

 

 

 

3 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)

 

 

 

 

3.1.

Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику

урок

51

25,5

25,5

 

 

 

51

25,5

25,5

 

 

 

99

49,5

49,5

4 год обучения Ι полугодие

 

Раздел 1.Создание художественного образа в композиции

 

 

 

 

1.1.

Композиционная организация портрета

урок

20

10

10

1.2.

Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане

урок

28

14

14

 

 

 

48

24

24

4 год обучения ΙΙ полугодие

1.3.

Иллюстрации к литературным произведениям

урок

51

25,5

25,5

 

 

 

51

25,5

25,5

 

 

 

99

49,5

49,5

5 год обучения Ι полугодие

 

Раздел 1. Графика

 

 

 

 

1.1.

Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента

урок

Мероприятия

Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе
Приглашаем к участию в межрегиональной выставке-конкурсе "Снежные узоры"
Организации и партнеры